Мой старый друг решил построить для своих стариков баньку в подмосковной деревеньке. По моему совету, на столбчатых
фундаментах. Для ЭТО'й цели приобрел железобетонные столбы, так называемые "пасынки" В своей железобетонно-трудовой жизни они служат "ногами" деревянным телеграфным и электрическим столбам вместо примснявшихся когда-то - кто помниг?
- обрезков рельс. Пасынки очень прочные, иначе, сами понимаете, такие здоровенные деревянные столбы, которые к тому же провода со страшной силой тянут за головы, им бы не удержать. Грунты под банькой оказались паршивые - болотистые, Зная запланированные размеры баньки, а отсюда прикинув вес, Я посоветовал поставитъ ее на шести столбчатых фундаментах (не больше!), расположив их под наружными стенами, Друг же мой, решив, что "кашу маслом", то бишь лишним количеством столбов фундамент не испоpтюnъ, и ориентируясь, как принято у дилетантов, "на века", рационализировал идею - поставил толи двенадцатъ,толи четырнадцать столбов (так и не признался мне - сколько). На глубину тоже не поскупился, заложил на два метра ("пасынки"ведь длинные, чего ж тут жалеть материал?). И для большей, как он считал, прочности пола поставил ряд столбчатых фундаментов внутри, между наружными стенами, оперев на них балки-лаги. Саму баньку тоже постарался сделать "на века" как по строительной части, так и по парильным качествам. Получилась почти "конфетка" Все в деревеньке очень ее хвалили и смотрели на моего друга с большим уважением. Он же, ясное дело, скромно улыбался. Осенью чуть ли не половина деревеньки стала паритъся у моего друга, И так банька вошла в зиму. А в середине ЗИМЫ пошли неприятности. Мерзлота начала "вытаскивать'; столбчатые фундаменты, а с ними, следовательно, поднимать и всю баньку. Причем столбчатые фундаменты под наружными стенами полезли вверх более интенсивно, чем под полом. Оно и понятно. Баньку раз в неделю, а то и чаще, топили, потому грунт под полом промерзал меньше, а, значит, с меньшей силой "тащил" вверх столбы. От этого начали проседатъ полы, а с ними все остальное: перегородки, полок, тазики, а главное - печь-каменка. Короче, в баньке стало паритъся не то что не с руки, но даже и огнеопасно. Потому с середины зимы ее, можно сказать, поставили на консервацию. Морозы сразу же добрались до
внугренних столбчатых фундаментов и, спасибо им, немного выровняли по высоте с более вылезшими из грунта внешними. В общей же сложности банька за зиму поднялась почти на 20 см. Друг ко мне: - Что делать? - Пока,- отвечаю,- выравнивай неравномерности "вылезания" деревянными прокладками по оголовкам столбчатых фундаментов. - А баня еще будет подниматься?
- Конечно. Следующей зимой. - На какую высоту? - Не знаю. - Что же делать? - Ждать. - До каких пор? - До тех, пока не уравновесится нагрузка на столбчатые фундаменты - от веса самих железобетонных "пасынков" и давящего на них веса баньки с вытаскивающими снизу усилиями мерзлых грунтов, - И сколько лет ждать? - Не лет, а зим. - А сколько зим? - Не знаю. Ответив, как видите, абсолютно исчерпывающе и достаточно конкретно на все вопросы, я под конец не удержался, подковырнул: - Ну, ЧТО, рационализатор, вляпался? Дошло, наконец, что надо слушать советы профессионала? - И скромно добавил: Тем более - умного. - Дошло, - хмуро ответил он. Только на четвертую зиму мерзлота отстала от столбчатых фундаментов баньки. Но чтобы в ней можно было паритъся, пришлось перебрать и переугеплитъ полы, переделать теплоизоляцию возле печки-каменки, исправить перегородки, полок и многое другое по мелочи. - Строить заново было бы легче, да и намного дешевле, открыл для себя "Америку" друг.